Примеры спокойного бодрствования по возрастам

Спокойное бодрствование (СБ) – один из ключевых моментов в подготовке ко сну. Поскольку нервная система у малышей ещё развита недостаточно, чтобы они могли успокоиться самостоятельно, часто им требуется помощь. Поэтому задача организации спокойного бодрствования ложится на плечи родителей. 🙂 От того, насколько качественно вы успокоите малыша, будет зависеть длительность засыпания и качество сна ребёнка. Потому примерно за 40 минут до дневного сна и за час до ночного сна следует отложить все шумные и активные игры и проводить время спокойно. Для того чтобы вам было легче подобрать успокаивающие занятия, я приведу список примерных действий на СБ для разных возрастов. Но помните, что все дети разные – одного ребёнка будет успокаивать смотреть на мыльные пузыри, как они переливаются и лопаются, а другой будет хохотать и только больше возбуждаться от этого завораживающего зрелища. 🙂 Поэтому ориентируйтесь на своего ребёнка – важно, чтобы именно его успокаивало то, что вы делаете во время СБ.

От рождения до 2-х месяцев ВБ совсем коротенькое и фактически всё проходит в режиме СБ. В качестве активности достаточно полежать на животике, сделать мамин массаж или искупать малыша. Остальное время желательно проводить спокойно, т. к. в столь нежном возрасте малыши перевозбуждаются достаточно быстро. Желательно исключить яркий свет (особенно в глаза), светящиеся и громко звучащие музыкальные игрушки, телевизор (даже фоном). Дозировать общение с родственниками и другими гостями. Старайтесь не носить малыша лицом к миру (то есть от себя) по крайней мере длительное время, т. к. сам он пока не в состоянии повернуться, чтобы уткнуться в маму и остановить поток получаемой информации.
Варианты СБ в этом возрасте:
— кормление. Кормления в этом возрасте довольно длительные, поэтому могут занять всё время СБ.
— ещё в качестве спокойного бодрствования можно носить малыша на ручках или в слинге
— лежать рядышком с малышом и разговаривать, глядя в глаза,
— поглаживать и целовать разные части тела,
— петь колыбельные,
— слегка покачивать
и т.п.

В возрасте от 2-х до 6-ти месяцев малышам становится всё дико интересно, они начинают протестовать против укладывания, поэтому качественно проведённое СБ становится особенно актуально. Варианты СБ на этот возраст:
— кормление актуально в любом возрасте. 🙂 оно отлично успокаивает,
— сосание соски, прорезывателя, игрушки, узелка пелёнки,
— играть или грызть слингобусы,
— ношение на ручках или сидя с малышом на коленях, можно покачиваться, петь, что-то рассказывать,
— рассматривать узоры на обоях, цветы на окне, картинки в книжках, фотографии,
— лежать в шезлонге или детских качельках,
— катать в коляске-люльке с закрытым капюшоном,
— смотреть на мобиль,
— слушать спокойную музыку,
— смотреть на изображение ночника-проектора на потолке,
— поглаживать каждый пальчик, рассказывая стишок про то, как они хотят спать,
— поглаживать ручки/ножки,
— рассказывать потешки и интерактивные стишки (сорока-сорока, гуси-гуси, коза бодатая и другие),
— гулить вместе с малышом, повторяя его звуки, глядя в глаза,
— играть в солнечного зайчика или смотреть на свет от фонарика
и т.п.

От 6-ти месяцев до 1 года детишки уже умеют сидеть, поэтому арсенал игр на СБ значительно увеличивается, это может быть:
— кормление и сосание всё ещё актуально 🙂
— рисование фломастерами, мелками, пальчиковыми красками (рисовать может мама, а малыш смотреть, может рисовать сам, можно обводить контур маленькой ручки),
— лепить из пластилина или теста для лепки,
— смешивать краски или окрашивать воду в разные цвета гуашью,
— делать отпечатки рук пальчиковыми красками,
— играть с кинетическим песком,
— устроить театр теней (показать с фонариком собаку, гуся, змею, птичку и т. п. своей рукой, поговорить с ними, придумать сказку),
— собирать пирамидку или башенки из кубиков,
— нарисовать рожицу и приклеить на коробку, вырезать отверстие на месте рта и кормить этого человечка сухими макаронами 🙂
— в вакуумный пакет для замораживания продуктов налить масло, воду, блёстки, гуашь, бусинки и т. п. и плотно закрыть его. И дать малышу нажимать на пакет и мять его, чтобы смешивать содержимое,
— втыкать зубочистки в пластилин, делая ёжика,
— перекладывать предметы из стаканчика в стаканчик,
— перебирать коробочку с кусочками разных тканей/шарфиков,
— смотреть в окно, если там уже темно и рассказывать, как все собираются спать,
— листать альбом малыша, где описано, как он рос
и т.п.

После года малыши постепенно перестают пробовать всё на зуб, мышление и мелкая моторика развиваются и арсенал игр заметно растёт. Варианты СБ на возраст от года до 2-х лет:
— еда всё так же успокаивает 🙂
— спокойное чтение, рассказы по книжкам (виммельбухи),
— наклейки (есть специальные книжки с наклейками, но можно и просто наклеивать в тетрадки или альбомы),
— рисование (уже можно кисточками),
— рисование пластилином (размазывать пластилин по бумаге, например, делать точечки божьей коровке, закрашивать дерево и т. п.),
— игры с гидрогелем,
— тазики с крупой (чечевица, рис (его можно покрасить в разные цвета), фасоль, горох и т. п.) и мелкие игрушки, которые ребёнок будет искать,
— заранее завернуть игрушки в фольгу и дать малышу их разворачивать,
— играть с водой (мыть посуду, переливать воду из стаканчика в стаканчик, помешивать «суп» и т.д.),
— катать малыша в коляске или автокресле,
— укладывать игрушки спать,
— играть с бизибордом/бизикубом,
— играть с развивающими книжками из фетра,
— играть с пальчиковыми игрушками или игрушкой на руку,
— смотреть диафильмы (существуют фонарики-проекторы для детей с меняющимися насадками с картинками),
— наклеить бумажный скотч на пол и катать по нему машинки,
— рисовать на старых обоях,
— надувать соломинкой мыльные пузыри на гладкой поверхности (на краю раковины, например) и смотреть, как они переливаются. Сделать пузырь в пузыре 🙂
— завинчивать цветные крышки (от детского питания в пакетиках) к соответствующим по цвету рисункам. Можно нарисовать на крышке от картонной коробки цветы и вкрутить в сердцевину каждого цветочка ту часть пакетика, которая с резьбой,
— собирать из разных заранее приготовленных частей лицо (глаза, рот, нос, шляпы, волосы…),
— магнитное поле с фоном и персонажами. Это похоже на книжки с наклейками, только магниты многоразовые (бывает кукла и одежда, бывает город и машинки, ферма и животные и т.п.),
— собирать пазлы
и т.п.

Варианты СБ на возраст от 2-х до 3-х лет:
— еда тоже, конечно же 🙂
— чтение уже становится интересно практически всем,
— книжки бродилки (лабиринты), каляки-маляки, непрописи и другие книжки с простыми и интересными заданиями,
— разукрашки,
— аппликации,
— рисование мелом,
— мозаика,
— конструкторы (например, лего дупло),
— играть в чаепитие,
— прикреплять прилипалы или конструкторы с присосками (например, человечки Oogi Junior от Moluk),
— играть в конструктор из липучек (как репейник),
— собирать игрушки-балансеры,
— разговаривать с малышом, по очереди рассказывать истории, обсуждать, как прошёл день и что будете делать после сна,
— катать машинки или играть в куклы,
— убирать игрушки,
— играть с жвачкой для рук,
— вместе готовить,
— делать сенсорные коробки из игрушек (зверей, например, или рыб) и кинетического песка, камешков и пр.,
— смастерить домик из стола и одеяла и сидеть там с электрической свечкой,
— слушать аудио-сказки
и т. д. и т.п.

Как видите, вариантов СБ очень много! Это лишь примеры того, что можно делать. Вы можете придумать свои игры или использовать варианты игр из других возрастов. Приведённая разбивка по возрастам очень ориентировочная. Бывает, что чтение, например, успокаивает и самых маленьких крох, а бывает, что оно будоражит и 2х-летних. Повторюсь, главный ориентир – ваш малыш и его реакция. Сами занятия можете менять так часто, как требуется, чтобы они не наскучили малышу. То есть, например, почитали 5 минут, потом порисовали 3 минуты, потом пошли посмотрели фотографии и т.п. Последовательность здесь, в отличие от ритуала, не важна. В занятиях на СБ вы ограничены лишь фантазией, но в современном мире, когда в каждом телефоне есть интернет, это не проблема.

Старший коуч проекта «Система Здорового Детского Сна» Светлана Константинова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *