Son

Виноват ли ребёнок?

Часто мамы на консультации и на тренинге говорят мне, что им очень сложно справиться с раздражением, которое возникает на ребёнка. Когда он долго засыпает или просыпается ночью, не может уснуть сам, мама как будто винит его в том, что он плохо спит.

Ещё во время беременности я читала книгу Джона Грея. Одна из полезных идей — ребёнок не может быть ни в чем виноват, потому что он не может до определённого возраста нести ответственность за свои действия.

Может ли малыш сам решить, во сколько ему ложиться спать, чтобы не перевозбудиться? Может ли он открыть окно, если слишком жарко в спальне? Купить и включить увлажнитель воздуха, если у него сохнут слизистые и он просыпается из-за дискомфорта? Может ли сам успокоить себя перед сном и на досуге научить себя засыпать самостоятельно, чтобы спать лучше? Очевидно, что нет. Каждый этап в деле налаживания сна малыша – зона ответственности родителей.

Мысль, о том, что моя дочка по определению не может быть виновата, если что-то разбивает, разливает, разрисовывает и т.п., сильно облегчает мне жизнь и процесс позитивного воспитания.

Однажды она рассыпала гречку по всей кухне. Первая моя внутренняя реакция: «Ева, ну как же так??». Гречки было не жаль (хотя она нынче в цене), жаль было времени на уборку. Но вторая мысль: «Я поставила крупы слишком низко и не объяснила Еве, как их брать или что их брать не следует».

Итак, Ваш малыш сделал что-то, что вызывает у Вас раздражение:

1. Снимите с него ответственность, возьмите её на себя: я поставила стакан слишком низко, я не убрала стиральный порошок в надёжное место, я не спрятала загран паспорта, и поэтому они сейчас разрисованы милейшими цветочками. Я не уложила спать вовремя, поэтому сейчас уже 12 ночи, а ребёнок всё ещё не может успокоиться и уснуть.

2. Если это возможно, ликвидируйте последствия вместе с малышом. Взяли два веника и начали подметать гречку. Если ребёнок участия в этом принять не может (как в налаживании сна, например), Вы берёте исправление ситуации на себя.

3. Объясняйте ребёнку ситуацию не в стиле «так нельзя, ты плохой». Ибо это не работает. Или работает, но только против наших отношений с ребёнком и его будущих отношений с собой и миром. Рассказывайте, как можно или нужно было бы поступить: «Ты хотела взять гречку? Лучше давай возьмём её вместе со мной». «Рисовать можно на мольберте, играть с мячом можно в детской, сеять можно песочек и на улице и т.п.»

4. Делайте выводы на будущее, работайте на профилактику. Заранее думайте куда Вы что кладёте и что будет, когда малыш до этого доберётся. И обучайте по возможности до происшествия. Например, как доставать книги, чтобы не вываливалась вся полка, как держать чашку, чтобы она не выскользнула и т.п.

Налаживание сна ребёнка – это часть общения с ним, так пусть это общение будет позитивным! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *